Предложения по работе полиции

       Очевидно, что в последнее время  работа сотрудников полиции, задействованных по вызовам граждан, стала более  четкой и слаженной.

   Однако, к сожалению, из-за  отсутствия единого утвержденного алгоритма действий полицейского, известного всему обществу,  эффективность и КПД работы  сотрудников полиции остается  недостаточно высокой, что красноречиво показывает видео-сюжет:   https://youtu.be/FHa-76V861U  .

      Тем не менее, при конструктивном взаимодействии заявителя  с  нарядом полиции, при  способности заявителя  доказать, в результате  происшествия, факт нарушения его конституционных прав и свобод,  сотрудниками полиции, в соответствии со ст.ст.Конституции,  ФЗ РФ №3 "О полиции" и Наставлений по организации деятельности участковых уполномоченных полиции №1166 от 31.12.2012 года, составляются протоколы осмотра места происшествия, в которых полицией свидетельствуются, в том числе, и такие факты как:

-  обнаружение стороной по гражданскому делу, приобщенных судьей к материалам дела документов, полученных, например,  из ИФНС  РФ, БЕЗ входящего номера  Суда, т.е. НЕ прошедшие канцелярию суда, НЕ прошитые между собой документы и т.д.: http://www.komitet.grasdanski.ru/node/224

- Суд отказывает стороне по делу в его ознакомлении с материалами дела: http://www.komitet.grasdanski.ru/node/222

- Управляющая компания осуществляет свою деятельность в поселке БЕЗ правоустанавливающих документов :   https://youtu.be/FHa-76V861U.

    Таким образом, даже при отсутствии, в настоящее время, утвержденного, руководством МВД РФ, единого алгоритма действий нарядов полиции по заявлениям граждан по обязательному составлению нарядами полиции  протоколов осмотра мест происшествий при наличии доказательств нарушенных прав и свобод заявителя, в соответствии со ст.1 ФЗ №3 "О полиции", отдельные сотрудники полиции уже сегодня   строго следуют в своей деятельности Конституции и З №3 "О полиции".  

    Тем не менее, анализ стандартных ситуаций по  обращениям граждан в полицию за пресечением  противоправных деяний в части, например, охраны  их права собственности  или  по пресечению нарушения  их прав и свобод  при осуществлении другими лицами своих прав и свобод, оказывается, что  обязанности по  п.2 ч.2 ст.12 №3-ФЗ РФ «О полиции»,  прибывшими по вызову нарядом полиции или участковым, как правило, не выполняются.

     Не выполнение сотрудниками полиции своих обязанностей по пресечению  противоправных деяний  против прав и свобод человека на  самом важном участке работы – по вызовам или заявлениям граждан приводит не только  к росту преступности в стране, но и по мнению авторов  настоящего предложения, развращает общество, так как бездействие принципа неотвратимости наказания, создает угрозу  каждому его члену в отдельности.

     Члены МОО «Гражданский Комитет Содействия реализации и общественного контроля над выполнением Указов Президента от 7 мая 2012 года» считают целесообразным,  при  создавшейся ситуации в многонациональной стране для обеспечения верховенства  закона,  гласное обсуждение, утверждении и применение полицией единых алгоритмов действий ее сотрудниками при стандартных ситуациях.

      Предложение по  алгоритму действий сотрудников полиции при стандартных ситуациях:

Перечень стандартных ситуаций по вызовам граждан нарядов полиции для обеспечения  охраны  их права собственности  по ст.35 Конституции:

        1.Собственник жилья, передавший родственнику ключи от квартиры для проведения ремонта, не может попасть в свою отремонтированную квартиру, родственник его не пускает. Собственник квартиры, руководствуясь ст.19.1 КоАП РФ (самоуправство), вызывает наряд полиции для беспрепятственного входа в свою квартиру, предъявляет  наряду полиции правоустанавливающие документы на квартиру.

         2.На территорию некоммерческого партнерства-коттеджный поселок (НП КП) частное охранное предприятие (ЧОП) запрещает члену НП КП, собственнику жилого дома, въезжать на территорию Партнерства, предъявляя  Распоряжение за подписью председателя Правления НП КП о запрете въезда должникам, среди которых оказался и заявитель. Руководствуясь ст.19.1 КоАП РФ, заявитель вызывает полицию, предъявляет документы, подтверждающие его членство в НП КП, объясняет, что  любое ограничение  его права пользования и запрет на его въезд  на территорию Партнерства  незаконно, требует незамедлительно пресечь противоправные деяния виновной стороны, обеспечить беспрепятственный въезд, по сути, на свою территорию Партнерства.

         3. В квартире, принадлежащей разным собственникам с выделенными долями или в коммунальной квартире, один из собственников меняет замок во входной двери, а другой собственник, из-за этого, не может попасть в свою комнату (долю) в этой квартире. Собственник, руководствуясь ст.19.1 КоАП РФ, вызывает полицию для беспрепятственного входа в квартиру, предъявляет  наряду полиции правоустанавливающие документы.

         4. Имеется общедолевая собственность в автотранспортном или другом предприятии у двух собственников, один из которых продал свою долю криминальной личности, которая после получения свидетельства о праве собственности поменяла замки, поставила новую охрану и другого собственника не впускают на предприятие, включая и в его кабинет. Собственник, руководствуясь ст.19.1 КоАП РФ, вызывает полицию для беспрепятственного въезда на территорию предприятия и в свой кабинет, предъявляет  наряду полиции правоустанавливающие документы.

     5. Администрация охраняемого поселка принудительно отключила подачу электричества в жилой дом заявителя, на 100% зависящего от электроэнергии (насосное и др.оборудование, вода и т.д.). Заявитель, руководствуясь ст.19.1 КоАП РФ, вызывает наряд полиции, требует выявить виновных и обязать дежурного электрика незамедлительно восстановить подачу электроэнергии в жилой дом, предъявляя наряду полиции Постановление Правительства №307 от 23.05.06 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым не допускается  отключение подачи электроснабжения, если  такое может повлечь отключение насосного оборудования, обеспечивающего безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные условия проживания граждан. и т.д. (за день по России поступают тысячи аналогичных вызовов).

      Как показывает опыт работы российской полиции, ни по одному из вышеприведенных примеров, собственнику, которому виновная сторона ограничила права пользования его собственностью, добиться помощи от полиции не представляется возможным. Получив от собственника заявление о привлечении виновного к административной ответственности по ст.19.1КоАП РФ или о возбуждении уголовного дела по ст.330 УК РФ(самоуправство), участковый уполномоченный, в 99%(!) случаев готовит отказной материал, ссылаясь на присутствие гражданско-правовых отношений сторон спора и рекомендацией обратиться в суд.

     Как показывает анализ работы прибывающих на место происшествия, по вызову граждан, наряды полиции или участковые, зачастую, даже не составляют протокол осмотра места происшествия в присутствии заявителя, хотя  без такого протокола доказать потом гражданину в суде, что имело место такое происшествие вообще, будет невозможно. Поэтому, при невыполнении сотрудниками полиции, в том числе и своих процессуальных обязанностей, не только существенно снижает КПД их работы, но и способствует росту правонарушений из-за их безнаказанности.

    Граждане, законно возмущаясь бездействиям полиции, направляют многочисленные жалобы в вышестоящие организации, включая прокуратуру и, в итоге, обращаются в суды, которые не имея конкретных доказательств противоправных действий виновной стороны, зачастую, выносят неправосудные решения только потому, что виновная сторона имела возможность нанять наиболее опытного адвоката. В итоге, в обществе процветает правовой нигилизм, а закрепленное ст.209 ГК РФ и ст. 35 Конституции РФ, охрана законом права частной собственности оказывается не защищенным со стороны государства. 

      Сотрудники полиции, самоустраняясь от помощи собственникам в защите своей собственности по вышеуказанным примерам, нарушают статьи 6, 12 №3-ФЗ «О полиции» и статьи 3, 8.1, 9.16, 10.2, 12.1, 17.4.1 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного полиции Приказа МВД России№900. Бездействие сотрудников полиции при вышеуказанных ситуациях, где факт самоуправства очевиден, является следствием низкой правовой культуры как отдельных сотрудников полиции, так и граждан.  

     Разработка, утверждение  и гласное применение единых алгоритмов действий сотрудников полиции по  вышеуказанным стандартным ситуациям, каждая из которых может охватить несколько десятков, сотен, тысяч  частных типовых случаев, поможет полиции в самый короткий срок резко повысить эффективность своей работы, поднять авторитет в глазах общества, а также и уровень правовой культуры как граждан, так и самих сотрудников полиции. При введении в работу МВД единых алгоритмов действий по отработке  стандартных ситуаций, полиция сможет не только реально встать на защиту конституционных прав граждан, но и выявление административных правонарушений самым позитивным образом скажется на искоренении правового нигилизма в обществе, а также такая работа полиции сможет существенно разгрузить работу судов и вышестоящих организаций.

Пример использования единого алгоритма действий полицейских при обнаружении факта нарушения прав заявителя по ст.35 Конституции РФ в соответствии с №3-ФЗ РФ «О полиции»:

• в полицию поступает заявление от гражданина, либо он вызывает наряд полиции по, якобы, ограничению его конституционных прав (какое-то лицо\лица ограничивают право пользования собственностью, чинятся или создаются препятствия  и т.д.);

прибывший на место наряд полиции должен истребовать только по одному документу с каждой стороны:

       - от заявителя: копию или оригинал свидетельства о праве собственности, пользование которой полностью или частично невозможно из-за введенных ограничений «виновной стороной»;

       - от «виновной стороны»: решение суда, вступившее в законную силу, по ограничению заявителя в его праве пользования, владения или распоряжения собственностью;

• составляется протокол, либо по факту ложного заявления-вызова, либо по факту незаконного ограничения «виновной стороной» конституционного права заявителя; 

• наряд полиции предлагает сторонам написать заявление\объяснение;

• в случае передачи наряду полиции решения суда, вступившего в законную силу, по ограничению  прав заявителя, лицу, действующему в соответствии с решением суда, предлагается написать объяснение со ссылкой на имевшееся решение суда, а заявителю предлагают проехать в отделение полиции для оформления протокола за вызов полиции по факту, не требующему вмешательства полиции, о чем заявителю было заведомо известно (данный пункт требует внесения поправок в ФЗ «О полиции» и др.);

• в случае отсутствия решения суда по ограничению конституционных прав заявителя, лицу или лицам, действия которых ограничивают эти права заявителя, вручается под расписку предупреждение об административной ответственности по ст.19.3 КоАП РФ с предписанием незамедлительного, в присутствии полицейского, прекратить противоправные действий, направленные на ограничение прав заявителя;

• в случае отказа виновного лица в незамедлительном исполнении предписания наряда полиции о прекращении, в присутствии полиции, ограничения конституционных прав заявителя, наряд полиции обязывает лицо или лиц, уличенных в противоправных действиях против заявителя проехать в отделение полиции для составления протокола, в соответствии с требованиями ст.19.3 КОАП РФ. При этом, сотрудник полиции рекомендует заявителю написать заявление в прокуратуру  по изданию прокуратурой своего представления виновной стороне об обязанности строго следовать законодательству РФ;

• при повторном вызове заявителем наряда полиции  по незаконному ограничению тех же  конституционных прав заявителя, приезжает наряд полиции, составляется повторный протокол, что в последствии послужит дополнительным основанием для взятия конкретной ситуации под особый контроль и явится рецидивом при рассмотрении этого дела в суде.

       Как видно из приведенного примера, в случае введения в работу МВД единых алгоритмов действий полиции по стандартным ситуациям, можно будет не только в разы существенно повысить эффективность работы полиции, но и значительно облегчить работу сотрудников полиции, привить гражданам уважение к закону, а именно:
Ø посредством применения статей КоАП РФ и УК РФ: ст.ст.19.1;19.3; 20.1 КоАП РФ и ст. 330 УК РФ);
Ø посредством гласного применения единых алгоритмов действий полицейского при  стандартных ситуациях;
Ø посредством существенного пополнения бюджета при применении ст.ст19.1;19.3; 20.1 КоАП РФ и ст. 330 УК РФ, что позволит не только повысить з\платы сотрудников полиции с привлечением в их ряды наиболее профессионально подготовленных специалистов, но и за самое короткое время  навести правопорядок .

     В связи с тем, что предлагаемый алгоритм действий полицейского носит очень простой характер, то для обучения российских полицейских новой методике незамедлительного пресечения противоправных деяний в соответствии с №3-ФЗ РФ "О полиции", на восстановление правопорядка потребуются не долгие годы, а всего 1-2 месяца. При этом резко снизится нагрузка на контролирующие полицию органы, а также и на суды. При существующей распространенной практике, когда федеральный судья выносит в среднем в месяц  более 50-ти  постановлений и, прежде всего, из-за не готовности полиции выполнять свои обязанности в соответствии со ст.12 №3-ФЗ РФ «О полиции», недостаточно эффективной работы сотрудников прокуратуры, в  которой  еще отсутствует  такая важная для общества служба как телефоны доверия, повысить качество работы  сотрудников правоохранительных органов невозможно!

       Так как эффективное обеспечение общественного порядка  без  гласного применения  утвержденных и известных обществу единых алгоритмов действий сотрудников полиции существенно снижается,  то  Совет МОО «Гражданский Комитет Содействия реализации и общественного контроля над выполнением Указов Президента от 7 мая 2012 года» выходит со своей гражданской инициативой по целесообразности  разработки и введения на всей территории России   единого алгоритма действий сотрудников полиции при стандартных ситуациях.